Посещение города Порвоо (Финляндия), 2009

С 25 по 28 марта 2009 года официальная делегация учащихся и учителей гимназии посетила с ответным визитом Linnajoki Upper Comprehensive School города Порвоо (Финляндия).     В ее состав входили:

 

  • Сафиуллина Эмма Эдуардовна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка, руководитель проекта «Поколение XXI века в диалоге европейских культур»;
  • Слепкова Елена Викторовна, учитель истории и обществознания, куратор работы в проектах ЮНЕСКО, руководитель представленного проекта;
  • Лунева Алина (8В),
  • Газизова Юлия (8А),
  • Валиев Артур (8А),
  • Рыжов Артем (8А),
  • Хисамитова Алсу (8В),
  • Габидуллина Алия (9Б)
  • Гильмуранова Альбина (9Б).

 

Учащиеся подготовили доклады в рамках проекта по истории «Александр I: личность, государственный деятель, полководец»:

 

  • Детство и юность Александра Павловича (Лунева Алина),
  • Либеральных реформы Александра I (Газизова Юлия),
  • Александр I в войне с Наполеоном в 1812 году: дипломат и полководец (Валиев Артур),
  • Заграничные походы русской армии в 1813-1814 годах (Гильмуранова Альбина),
  • Участие полков Башкортостана в заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах (Габидуллина Алия),
  • Александр  I и его роль в создании Венской системы международных отношений (Рыжов Артем),
  • Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годах: причины противоречий (Хисамитова Алсу).

Тема проекта была выбрана не случайно. 2009 год — юбилейный год для Финляндии. Наши страны объединяет важная историческая дата: в 1809 году Финляндия сделала первый шаг на пути к суверенитету, получив автономный статус Великого княжества в составе Российской Империи, гарантом которого выступил российский император Александр I. Внутренние реформы императора, определившие дальнейшее развитие России в направлении гражданского общества и отмены крепостного права, а также участие в международной деятельности привели к положительным изменениям в Европе. В рамках нашего проекта мы хотели показать российского императора как уникальную личность и европейского политика, чьи идеи опережали свое время. Кроме того, местом проведения сейма — заседания финского сословного парламента 1809 года, был выбран Порвоо.

Финскими школьниками были подготовлены доклады по следующим темам:

 

  • Традиции и придворный этикет эпохи  Александра I (руководитель: Jussi Uitto),
  • Болезни периода русско-шведской войны 1808-1809 годов (руководитель: Jussi Uitto),
  • Культура питания в Финляндии в начале XIX века (руководитель: Jussi Uitto),
  • Русско-шведская война в поэзии Юхана Людвига Рунеберга (руководитель: Jussi Uitto),
  • Балтийское море: общая информация, экосистема, фауна, экологические проблемы (руководитель: Jaana Raty).

 

В рамках визита учащиеся гимназии посетили исторические места Порвоо, связанные с  юбилейной датой, получили информацию о жизни и укладе финнов в начале XIX века, приняли участие в школьных праздничных мероприятиях, а также в городском празднике «Памятный 1809 год».  Результатом  визита стало подписание дополнения к протоколу 2008 года, где был обозначен следующий этап сотрудничества в 2009-2010 учебном года — проекты по географии и биологии: «Сравнительный анализ Балтийского моря и озера Байкал» и «Следы ледникового периода на территории России и Финляндии», а также срок и место подведения промежуточных результатов — осень 2009 года в Уфе.

Путевой дневник 

 

23 марта.

 

Рано утром мы сели на фирменный поезд «Башкортостан», следующий до Москвы. В дороге почти все отсыпались после недель напряженной работы. Вечером мы повторяли тексты докладов на английском языке, чем вызвали большой интерес наших попутчиков.

 

24 марта.

 

На следующий день мы прибыли на Казанский вокзал и после завтрака отправились на прогулку по городу. Мы посетили Красную площадь, московский Кремль, памятники архитектуры XIX века: здание Верхних торговых рядов, выдержанное в неорусском стиле, Исторический музей, а также Покровский собор и Храм Иконы Казанской Божьей Матери. Затем через Александровский сад мы отправились к Храму Христа Спасителя архитектора Константина Тона. С западной стороны Храма установлен памятник Александру  II, открытый в 2005 году.

 

После прогулки мы пошли на Ленинградский вокзал. В 23:00 мы сели на поезд «Лев Толстой», следующий до Хельсинки – столицы Финляндии.

25 марта.

 

После долгих часов пути мы прибыли в Хельсинки. До отеля мы добирались пешком. Дорожное движение в Хельсинки удивительно спокойно и безопасно. Каждый раз, когда мы подходили к пешеходному переходу, автомобили останавливались, пропуская нас вперед. После размещения в отеле мы отправились на пешую прогулку по городу.

 

Повсюду заметно влияние восточной и западной культур: в архитектуре, скульптуре, дружелюбии жителей. Мы посетили исторический центр Хельсинки – Кафедральный собор и Сенатскую площадь. Уже в 1600-х годах на этом месте размещались городской рынок, ратуша, кирха и кладбище. В 1812 году император России сделал Хельсинки столицей Великого княжества и приказал построить центр, достойный новой столицы. Окружение Сенатской площади представляет собой уникальный комплекс в стиле неоклассицизма, а Кафедральный собор, которому более 150 лет, является, наверное, самым известным сооружением Финляндии. Мы также посетили Торговую площадь, Старый крытый рынок, Парк Эспланды и бронзовый фонтан Хавис Аманда, спроектированный в Париже в 1906 году году и установленный на торговой площади в Хельсинки. Образ молодой женщины, выходящий из моря, символизирует Хельсинки и его рождение.

 

26 марта.

 

В 9 утра за нами приехал двухэтажный школьный автобус с финскими учениками. Мы познакомились с Яной – учителем географии и биологии из школы Linnajoki города Порвоо, а затем отправились в научный центр «Эврика» в городе Вантаа.

 

Мы посетили  планетарий «Vattenfall», один из самых современных цифровых планетариев в Европе, и посмотрели фильм «В поисках жизни». А после нам представилась уникальная возможность ознакомиться с наукой и технологией, непосредственно участвуя в экспозиции центра. Здесь были представлены следующие основные темы: «Экологическое потребление», «Разумное движение», «Языки и культуры» и «Физиология человека», а также множество веселых занятий и увлекательных игр, в создании которых использована новейшая техника и изобретательность. После легкой закуски из экологически чистых и здоровых продуктов мы прослушали интересную лекцию о газах атмосферы и приобрели уникальные научные изделия и сувениры в магазине «Эврика».

 

Затем мы отправились в Порвоо, город, расположенный в 50 км от Хельсинки. Мы остановились в уютном отеле, который находится между рыночной площадью и исторической частью города. После небольшого отдыха для нас провели подробную экскурсию по городу с русским гидом.

 

Порвоо – второй по старшинству город Финляндии. Он впервые упоминается в исторических текстах в XIV веке. Но и по сей день сохранили свой многовековой облик кривые улочки и расположившиеся вдоль них узкие проулки, деревянные дома и закоулистые дворики.

 

Мы побывали в местах, хранящих следы истории – Старинной ратуше, «Замке Порвоо», где проживал российский император Александр I во время сейма, Кафедральном соборе, а также в городских кафе и бутиках, интерьеры которых сами по себе заслуживают внимания.

 

Вечером за нами зашли ученики школы Linnajoki, и вместе с ними мы отправились на рок-концерт местной группы. После мы прогулялись по центру города и вернулись в отель.

 

27 марта.

 

После завтрака в отеле мы вместе с Янной отправились в школу Linnajoki.

 

Мы познакомились с директором школы господином Юха Хенрикссоном. Он рассказал нам о финской системе образования, которая несколько отличается от нашей, об организации учебного процесса в их школе.

 

Затем настала самая волнительная часть нашего пребывания в Порвоо – конференция с участием учителей и учащихся школы, где мы представили наш проект по истории «Александр I: государственный деятель, полководец, личность». Директор школы и учителя высоко оценили наш проект и отметили владение английским языком нашими школьниками. Затем мы прослушали доклады финских учащихся. Таким образом было реализовано одно из направлений международного сотрудничества – История.

 

Далее мы отправились на экскурсию по школе. Мы посетили уроки финского и английского языков, труда, математики, биологии, домоводства, химии, изобразительного искусства и информатики. На уроках широко применяются интерактивные доски, аудио и видео материалы. Учебники намного более красочные, чем наши, и содержат гораздо больше схем, иллюстраций и прочего наглядного материала.

 

После мы отправились в спортзал, где финские ученики организовали большое театральное представление, посвященное 200-летию созыва сейма в Порвоо. На празднике звучали песни, популярные во времена Александра I, все костюмы приготовили сами ученики. Представление закончилось большим балом, в котором принимали участие почти все учащиеся.

 

Вечером мы отправились на ужин в финские семьи. Общение нам давалось легко, мы говорили на самые разные темы, начиная обсуждением наших хобби и увлечений и заканчивая политикой и экономикой.

 

28 марта.

 

Утром 28 марта мы отправились в исторический центр города, чтобы принять участие в праздновании двухсотлетия финской автономии. Нас сопровождали директор Юха и Яна.

 

В 1809 году Александр I созвал представителей сословий Финляндии на заседании сейма. Местом проведения заседания был выбран город Порвоо. Он располагался достаточно далеко от Турку (бывшей столицы Финляндии), и после пожара 1700 года в городе было построено несколько представительных каменных домов, которые подходили для заседаний и различных торжеств. На заключительном заседании сейма Александр I выступил с речью на французском языке, в которой провозгласил Финляндию Великим Княжеством. Речь императора ознаменовала поворотный момент для дальнейшего развития страны на пути к суверенитету. Окончилась эпоха шведского управления, Финляндия стала автономной частью Российской Империи и получила гарантии самоуправления. При этом финны сохранили ранее существовавшее законодательство, церковную систему и сословные привилегии.

 

События 200-летней давности город отмечал масштабной программой. На площади перед Ратушей, во дворах, в музеях, в лавочках, кафе и ресторанах проводились разнообразные историко-культурные мероприятия. В них принимали участие актеры театра, оркестр, учащиеся школ и простые горожане. Мы прошлись по тем же улицам, что представители сословий и русский император 200 лет назад. Все исторические здания, в которых проходил сейм 1809 года, сохранились на своих местах.

 

Во второй половине дня мы простились с Яной и Юха и с грустью покинули Порвоо на автобусе. Спустя час мы прибыли в Хельсинки, где нас встретила Нина – учитель из школы Порвоо, отлично знающая русский язык. Мы купили все необходимое в известном торговом центре Kamppi, а затем отправились на вокзал. Вечером мы простились с Ниной и покинули Хельсинки.

 

Мы вернулись в Уфу, полные впечатлений и потрясений. Я надеюсь, что наше сотрудничество так же успешно продолжится и в следующем году.

Рыжов Артем.



Внимание!
При цитировании информации ссылка на официальный сайт Гимназии №39 обязательна

Как нас найти: 450077
Республика Башкортостан, г. Уфа,
ул. Достоевского 67, Гимназия №39.
Телефон: +7(347)272-42-03
E-mail: gym39ufa@gmail.com

Директор МБОУ "Гимназия №39" городского округа город Уфа:
Ганиева Айгуль Фаниловна,
отличник образования Республики Башкортостан